ВНИМАНИЕ!!! Вы используете ОЧЕНЬ старую версию программы для просмотра сайтов (браузер) Internet Explorer 6. Данный сайт не поддерживает Вашу версию программы и содержимое сайта будет отображаться некорректно. Мы рекомендуем вам обновить Вашу версию программы. Загрузить новую версию Internet Explorer Или загрузить и установить один из браузеров: загрузить Google Chrome, загрузить Firefox, загрузить Opera, загрузить Safari
Яндекс.Метрика

Воспитание сказкой

Воспитатель Афанасьева Валентина Васильевна всегда использует в работе с детьми потешки, русские народные песенки и игры и конечно же сказки. Эта статья расскажет о значении сказки в воспитании малышей.

Сказки, равно как и многие художественные произведения, в большой мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей. Она способствует развитию умственной, речевой деятельности ребенка. Преподносит ему нравственный урок, воспитывает в нем добрые чувства, развивает мышление и воображение.
В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане. Лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того что раздружились лиса и журавль.

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. А нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразить ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них. Право же, трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
На решение этих проблем направлена "Речевая зарядка".

Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А.Запорожец, Л.Венгер, А.Фромм, Д.Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку Рябу (деду, бабе, курочке или мышке). Попробуйте!

Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре "От каждого по словечку" - "Колобок" - "Колобок катится" -"Колобок катится по дорожке" - "Колобок катится по зеленой дорожке" и т.д.
Хорошо известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно, то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку "Красная Шапочка" и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Заметим, что ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность. Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно. Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы -лучше становятся и дети. Не надо воспитывать детей - становитесь лучше. Мы не знаем главного о ребенке - каковы в действительности его способности, откуда они, как будут развиваться? А что, если считать всех детей гениальными и обращаться с ними, как с гениями человечества? На этом добром пути нам помогут сказки на новый лад.

Воспитатель - Афанасьева Валентина Васильевна


Другие статьи раздела:

Страницы: 1 По стр.