ВНИМАНИЕ!!! Вы используете ОЧЕНЬ старую версию программы для просмотра сайтов (браузер) Internet Explorer 6. Данный сайт не поддерживает Вашу версию программы и содержимое сайта будет отображаться некорректно. Мы рекомендуем вам обновить Вашу версию программы. Загрузить новую версию Internet Explorer Или загрузить и установить один из браузеров: загрузить Google Chrome, загрузить Firefox, загрузить Opera, загрузить Safari
Яндекс.Метрика

Психологи отвечают на вопросы родителей.

По книге «Мир дошкольника» Г.К Кислица, Е.А. Мухортова, С.К. Нартова-Бочавер, А.В. Потапова.

 Часть 1. Поведение и привычки

Вопрос: Дочка четырех с половиной лет (в детский сад не ходит, гуляет с няней), стала употреблять фразы и выражения, явно услышанные не от членов семьи. Что-то она «выдает», что-то держит при себе. Я обеспокоена таким влиянием «улицы». Не потеряю ли я авторитет у дочери? Как ее правильно воспитывать?
 Отвечает психолог: К ребенку «прилипает» все, что он встречает вокруг себя, — и на улице, и дома. До сих пор, говоря о влиянии среды, психологи не могут договориться между собой. Некоторые из нас считают, что ребенок подражает тем взрослым и детям, с которыми он проводит больше времени, — то есть няне, воспитательнице, родителям чужих детей (эту модель называют экспозиционной).
Другая же группа психологов полагает, что ребенок стремится походить на взрослого, который является для него авторитетом, и при этом совершенно неважно, проводит ли он с ним достаточно времени или нет.
В действительности ребенок отвечает и дому, и улице. Не думайте, что благовоспитанные дети, которые не употребляют вульгарных выражений, никогда их в действительности не слышали. Конечно же они знают слова, которые «не нужно говорить». Но они понимают, что в доме таких слов и выражений не употребляют.
Если вы обеспокоены появлением неграмотных выражений, объясните ребенку, что так говорят люди, которые не очень хорошо учились в школе и не любят читать книги: «Но если так будет говорить взрослая красавица, которой ты скоро станешь, то все будут думать, что ты никогда не читала книг, не слушала радио и не смотрела телевизор. Всем тебя будет жалко, а некоторые даже посмеются, и будет трудно получить хорошую, интересную работу». Если ребенок начинает употреблять слова откровенно нецензурные, это нужно решительно пресекать.
Не стоит веселиться над маленькой матерщинницей, это вовсе не вызывает умиления. И даже если попытки сквернословить повторяются вновь и вновь, твердо держитесь выбранной линии поведения. Обычно дети быстро понимают, что слов существует много и не все из них стоит произносить. Вы можете объяснить, что слов неприличных очень много, они существуют в каждом языке, и вы тоже знаете их достаточное количество. Но образованный человек отличается от необразованного тем, что знает и другие слова, а также умеет подбирать синонимы. А вот в этом полезно потренироваться. Что хочет выразить ребенок, когда он употребляет неприличные слова? Прислушайтесь и дайте ему адекватную замену. Научите его выражать свои чувства точно, но пристойно.
 И еще полезно понаблюдать, в каких случаях ребенок начинает употреблять ненормативную лексику. Происходит ли это случайно и естественно или он пытается вывести вас из себя? Тогда стоит задуматься, зачем ему это нужно. Но в любом случае у вас гораздо больше возможностей повлиять на дочку, чем у тех, кого она встречает на улице. Так что решающее слово — за вами.

Вопрос: У меня растет сын. Ему три года. Я стал обращать внимание, что предметы он берет чаще левой рукой. Ест в основном левой рукой, но если его попросить взять ложку в правую руку, то он без проблем держит ее правой рукой. Как определить, правша он или левша? Надо ли его переучивать, если он левша, и какую литературу вы посоветуете по этому вопросу?
Ответ психолога: В 3 года еще не сформировалось доминирование руки. Оно окончательно оформляется к 6—7 годам. Но существуют специальные пробы, которые позволяют определить, какие ухо, глаз, рука и нога являются ведущими.
Постарайтесь обратить внимание, какой рукой он ловит летящий предмет, какой прикасается к острым, горячим и новым предметам. Что же касается переучивания, то это вопрос сложный. Постарайтесь посоветоваться с логопедом или дефектологом. Дело в том, что доминирование определяется двумя парами генов: одна отвечает за доминирование руки, а другая — за то, чтобы речевой центр находился в противоположном полушарии головного мозга. Обычно у праворуких людей центр речи расположен в левом полушарии. Если у левши центр речи в правом, то это тоже еще ничего. Но не очень благоприятно для овладения грамотной структурой речи и вообще для обучения, если и доминирующая рука, и речевой центр — с одной стороны.
Вот для того, чтобы понять, какова природа леворукости, и нужна консультация. Кому-то рекомендуют специальные коррекционные занятия, а кого-то не переучивают никак. Но вам беспокоиться еще рано.

Вопрос: Нашу четырехлетнюю дочь укусила собака. После этого девочка панически боится собак (даже щенков). Она начинает дрожать, плакать, прятаться за маму. Прошло уже три месяца. Ситуация улучшилась, но страх по-прежнему существует. Посоветуйте, что делать?
 Ответ психолога: В домашних условиях лучше ничего не делать. Страх обоснован, девочка приобрела опыт. Если вам кажется, что он неадекватен, попробуйте в условиях максимального расслабления ребенка (сидит на коленях, защищена, ест что-то вкусное) создать возможность для приближения щенка. Если страха не возникнет, обратите внимание девочки на то, что собаки совсем не страшные, и на первый раз остановитесь. В следующий раз попробуйте установить между ними контакт более тесный. Так, шаг за шагом, приучите ребенка к переживанию безопасности. Если вас сильно волнует проблема общения с собаками, можно попробовать завести щенка (по выбору самой девочки). Все пройдет, скорее всего, и без особых усилий с вашей стороны.

Вопрос: Девочка постоянно в памперсах, ей один год девять месяцев, как приучить ее к горшку?
Ответ психолога: Эмпирическим путем было установлено, что легче всего навыки пользования туалетом формируются от 18 до 28 месяцев. Стало быть, если ваш малыш не достиг еще 2-летнего возраста, не стоит бить в набат по поводу его неумелости самостоятельно справляться с горшком. Заметим, что самым важным фактором, помогающим ребенку овладеть столь трудным навыком, является правильная установка родителей.
Будьте спокойны, терпеливы, внимательны. Объясните малышу, почему и как делают это все люди. Можете в игровой ситуации показать, как садится на горшок кукла. Пусть ваш ребенок по¬пробует себя в роли мамы. При этом не будьте слишком настойчивы и нетерпеливы. Не превращайте весь день в обсуждение «туалетных тем» и ни в коем случае не внушайте ребенку, что ваше отношение к нему зависит от безупречного исполнения им правил личной гигиены.
Фразы вроде: «Миша плохой мальчик, он опять намочил штанишки. Я не люблю мокрых мальчиков» — могут вызвать серьезный стресс у ребенка. Как показывает опыт многих родителей и исследования ученых, родители, проявляющие большое нетерпение или уделяющие туалету чрезмерно большое внимание, только ухудшают ситуацию. В таком случае, меры, предпринимаемые родителями, часто воспринимаются малышом как насилие, и его реакция может быть весьма негативной. Бывают случаи, когда настойчивые попытки родителей как можно раньше и быстрее приучить ребенка к самостоятельному пользованию туалетом приводили к тому, что при упоминании о необходимости сесть на горшок у того начиналась истерика.
Помните, что освоение навыков личной гигиены это процесс, а не единовременный акт.
 Начнем с того, что для успешного его освоения малышу нужно научиться управлять собственным кишечником и мочевым пузырем. По данным исследований, большинство детей овладевают этим навыком к 2,5 годам. Причем, управление кишечником дается раньше, чем мочевым пузырем. Поэтому не ждите, что, как только вы показали и объяснили ребенку, что и как нужно делать, у него сразу все получится. Радуйтесь его успехам, хвалите его каждый раз за поданный вовремя сигнал, за проявленную самостоятельность. Не ругайте и не стыдите за «провалы». Это вполне естественное явление, если, заигравшись или сильно перевозбудившись, ваш малыш вовремя не заметил сигналов своего организма. Спокойно скажите ему о своей уверенности, что в следующий раз ему удастся вовремя сделать необходимые действия.
Переутомленные или заболевающие дети хуже воспринимают сигналы, подаваемые мочевым пузырем. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок был здоров и находился в психологически комфортной для него обстановке.
И еще. Замечено, что ребенок, который постоянно находится в памперсах, труднее осваивает навыки туалета. Объясняется это просто. Поскольку памперсы надежно впитывают и удерживают влагу, у малыша не возникает ощущения дискомфорта от мокрых штанишек. Поэтому введение дополнительных правил взрослыми ему не совсем понятно. Мыслить категориями «прилично» и «неприлично» ребенок не может, а на уровне тела никаких неудобств от неумения пользоваться туалетом у него нет. Поэтому лучше использовать памперсы строго ограниченное время — для походов в гости, в дальних поездках. В другое время ими лучше не пользоваться. Конечно, это создает дополнительные неудобства для мамы, которой прибавится стирки, да и малыша придется переодевать чаще. И все же такой шаг сторицей окупится. Вашему ребенку будет легче понять необходимость контролировать свой мочевой пузырь и освоить навыки туалета. В результате ваша свобода от памперсов и мокрых штанишек наступит значительно раньше.

Вопрос: Как приучить двух-трехлетнего ребенка к порядку?
Ответ психолога: Потребность видеть вокруг себя чистое, убранное помещение, знать, где находятся нужные вещи, — достаточно позднее приобретение человека и в индивидуальном, и в историческом развитии. Желание наводить порядок естественным образом формируется обычно после подросткового возраста, а часто — только когда человек заводит свою семью и начинает строить собственное жилище. Пока ребенок живет на территории взрослых и занимает подчиненное положение, он ни за что вокруг себя не отвечает. Поэтому ожидать, что двух-трехлетний ребенок будет проявлять энтузиазм и ответственность в уборке помещения, не приходится.
 Любят расставлять вещи по местам, наводить чистоту обычно дети педантичные, аккуратные не в силу воспитанной привычки, а в силу особенностей характера (чаще это девочки). Обратной стороной та¬кого характера обычно является отсутствие непосредственности поведения, неумение азартно играть, безынициативность. Дети, которые с увлечением и интересно играют, не в состоянии, выйдя из игры, резко вернуться к повседневности, поэтому игрушки, как правило, остаются там, где их забыли. Еще сложнее организовать детей расторможенных, которых становится все больше; их особенность состоит в том, что без жесткого внешнего контроля они не в состоянии выполнять никакую, даже самую простую деятельность, которая иначе остается незавершенной. Таким образом, нежелание наводить порядок — это возрастная норма, в то время как наличие некоторых навыков в этой деятельности — скорее, приятная неожиданность. Поэтому вопрос переформулируется так: могут ли родители немного облегчить себе жизнь и если да, то как?
Для этого необходимы знания психологических особенностей раннего возраста.
Итак, естественного различения бытового порядка и беспорядка, чистого и неубранного помещения у ребенка нет. И если он в действительности готов участвовать в уборке, то это отвечает потребности в одобрении и стремлению быть взрослым. Именно на эти потребности и нужно опираться в бытовом воспитании детей раннего возраста. Приучение к наведению порядка лучше всего происходит в процессе совместной со взрослым деятельности, игре или через подражание. Приучение к каким-либо навыкам предполагает их наличие и у других членов семьи. Поскольку основной механизм социального поведения ребенка — это подражание, лучше воспитывать ребенка, просто ставя его рядом с собой и показывая, что и как надо делать, чем рассказывая многочисленные поучительные истории о хороших и плохих детях.
Если дом содержится в порядке, рано или поздно ребенок естественно подтянется к этому уровню в личных привычках. Когда же бытовое воспитание остается лицемерным (никто из взрослых не обременяет себя поддержанием порядка, которого требуют от ребенка), то эффективным оно не будет.


 Если есть возможность, лучше ограничить территорию, на которой ребенку разрешено играть: исключить кухню, где бывает душно, грязно, встречаются кусочки пищи; исключить ванную комнату, куда игрушки допускаются только на время купания, а также постараться оградить кабинет или спальню взрослых. В этом случае вам все-таки не придется собирать игрушки по всей квартире.
 
Уборка не должна прерывать игры ребенка или препятствовать ее продолжению. Если он оставил на полу недостроенный замок из кубиков, неправильным будет его убрать — это означает прервать творческий процесс, который может уже не возобновиться. Неуместно начинать работу по дому, если у малыша гости, или отрывать его от какого-то интересного занятия, в этом случае участие в работе будет иметь негативный эмоциональный оттенок.

Если вы беретесь за уборку в детской сами, ни в коем случае не делайте этого без ребенка или в его отсутствие. Понятно, что его вклад будет пока невелик, но тем не менее у него не должно создаваться впечатления, что кто-то будет выполнять его обязанности. Пусть он просто держит мешок для игрушек или достает из-под дивана то, что взрослому достать труднее. Обязательно нужно подчеркивать совместный характер этой работы, во всеуслышание благодарить ребенка, а при случае попросить помочь и с уборкой взрослых вещей: «Ведь у тебя так хорошо получается, я бы так не смогла! »

Можно попытаться дать ему постоянные не¬трудные поручения — поливать цветы, кормить рыбок или черепаху, стирать пыль с полок. Многие дети любят возиться с водой, тогда можно разрешить что-то постирать. Мытье посуды лучше пока обозначить «почетным взрослым поручением» — это пригодится вам через год-два, когда потребуется делать дальнейшие шаги для приучения ребенка к домашнему труду. Наличие постоянных обязанностей поможет ребенку включиться в ритм жизни семьи, почувствовать, что некоторую работу надо выполнять постоянно.

 Много сложностей приносит и приучение детей к личной гигиене. Хорошо, если грязные носки и чистые трусы не будут лежать у ребенка в одном ящике. Определите время и частоту смены белья; обязательно покажите, куда нужно складывать грязное или то, что уже носилось сегодня, но может до вечера еще пригодиться. Нужно упорядочить и хранение вещей, которые всегда теряются, — перчаток, шапок, носков. Убеждение некоторых взрослых, что «золотой век детства» должен проходить в праздности, является глубоким заблуждением. Необходимо, чтобы ребенок по мере сил был допущен ко всем бытовым делам — мыл машину, стирал, выжимал белье, даже носил воду, если это требуется. Совместная деятельность — это основа семьи, любви и взаимопонимания. Но при этом не стоит рассчитывать на скорый эффект и требовать от 2—3-летнего ребенка общественно полезных результатов; девиз бытового воспитания — «ждите ответа».

Вопрос: Годовалая дочь любит смотреться в зеркало. Слышала, что это вредно.
Ответ психолога: Для психического здоровья ребенка это не вредно — возможная опасность связана только с тем, что ребенок может нечаянно разбить зеркало и пораниться. Поэтому лучше, чтобы маленькое зеркальце было стальным.
 Для младенца человеческое лицо является одним из самых интересных и привлекательных предметов, и это понятно, потому что выражение окружающих так или иначе связано с удовлетворением основных потребностей ребенка — в еде, покое, защищенности, ласке. Однако в возрасте одного года ребенок еще не может понять, что лицо в зеркале — это он сам. Он смотрит на то, что видит, как на абстрактное изображение или на лицо, принадлежащее кому-то другому (животные тоже не узнают себя в зеркале).
Сам интерес к изображению связан с развитием самосознания ребенка, с его социализацией (врастанием в мир взрослых). Он начинает постигать себя с по¬знания собственного тела и внешнего облика, не сразу понимая, что части тела — руки, ноги, уши и т. д. — принадлежат ему. Интересно и полезно обратить внимание ребенка на то, что тот, кто в зеркале, одет так же, как он, имеет такие же волосы. Пусть ребенок улыбнется или изобразит сердитое выражение, — обратите его внимание на то, что тот, кто в зеркале, делает то же самое (как в известном мультфильме).
Соотнесение мимики и чувств очень важно для выработки интуиции (люди, не обладающие ею, не всегда могут правильно определить чувства и желания окружающих, для обучения этим навыкам проводят даже специальные занятия для взрослых, называемые тренингом сензитивности).
Когда ребенок станет старше, обратите его внимание на то, что изображение в зеркале симметрично («зеркально») реальному. Это стимулирует познавательные процессы ребенка, его воображение, восприятие и пространственное мышление.

Вопрос:
Как помочь ребенку преодолеть стресс, если он неизбежен?
Ответ психолога: Чаще всего неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый: дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому необходимо прежде всего перестать бояться самим. Далее, необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна: нужно исключить все «страшилки» и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То же, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано информативно, без противоестественных интонаций типа: «Я думал, что тебе понравится удалять аденоиды!», но с указанием на важные моменты поведения — что нужно открыть рот, что будут щипцы и т. д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы.


Другие статьи раздела:

Страницы: 1 2 След. Все